АККУМУЛЯТОРЫ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ На основе статьи, опубликованной в Mobi №11, 2005Текст: Крис КасперскиВ настоящее время в обиходе остались лишь Li-Ion и Li-Pol аккумуляторы. Остальные три типа - уже история. Однако забывать ее - не стоит.В современных мобильных устройствах применяются пять основных типов аккумуляторов. Это никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлогидридные (Ni-MH), литий-ионные (Li-Ion), литий-полимерные (Li-Pol) и герметичные свинцово-кислотные (SLA) аккумуляторы. Также ведутся активные разработки в области топливных элементов, но о практическом применении этой технологии говорить рано, ибо она пока пребывает в младенческом состоянии.Каждый тип элементов имеет свои достоинства и недостатки, причем неоспоримых лидеров здесь нет, и стратегия выбора аккумуляторов довольно сложна и противоречива. Мы будет говорить о питании сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов и карманных компьютеров. Ноутбуков коснемся лишь мельком, поскольку даже самые современные батареи обеспечивают лишь несколько часов непрерывной работы, так что ни о какой мобильности (в широком смысле этого слова) говорить не приходится. НЕ ТАК УЖ СТРАШЕН ЭТОТ КАДМИЙ...Никель-кадмиевые аккумуляторы - изобретение давнее, доведенное в своей нише до технологического совершенства и широко применяемое в сотовых/радиотелефонах, переносных компьютерах, цифровых фото/видеокамерах. В настоящее время их популяция стремительно сокращается, сдаваясь под натиском типов-конкурентов. Новые модели сотовых телефонов ими уже не комплектуются, однако это решение носит корпоративно-политический характер, идущий вразрез с интересами потребителей. Так что не стоит торопиться с выводами, и прежде чем принимать окончательно решение, стоит заглянуть в технические спецификации, очищая мозги от рекламного мусора.Самое главное преимущество никель-кадмиевых аккумуляторов - это цена, а точнее, себестоимость одного цикла заряда - разряда, которая приблизительно равна $0,04, что в среднем на порядок лучше, чем у конкурентов. Исправные элементы выдерживают не менее 1500 циклов, прежде чем их емкость упадет на 20%, но и тогда аккумулятором можно пользоваться, пускай и с меньшим удобством. Как правило, свежекупленной батареи хватает на 2,5 года интенсивной эксплуатации, после чего ее можно реанимировать» (см. главу «Второе рождение батареи»), и она снова вернется в строй.Скорость заряда также вне конкуренции. Никель-кадмиевые аккумуляторы допускают заряд током, численно равным номинальной емкости, и нормальная зарядка занимает один час, но при необходимости ток можно увеличить в два и даже в три раза, правда, для этого потребуется специальное зарядное устройство, точно определяющее момент полного заряда и автоматически отключающее аккумулятор. Такой режим пагубно влияет на здоровье батареи, сокращая ее срок службы, и, в общем-то, не рекомендуется. Кстати говоря, импульсный заряд (также называемый реверсивным) намного более предпочтителен, чем заряд постоянным током - учитывайте это при выборе зарядных устройств.Стойкость к перезаряду у Ni-Cd существенно ниже, чем у свинцово-кислотных, но выше, чем у всех остальных типов, причем даже в частично разряженном состоянии аккумулятор может выдавать существенный ток, что для сотовых телефонов очень даже актуально. В момент звонка энергопотребление резко возрастает, и если аккумулятор не может удовлетворить потребности трубки, она отключается. Но только не на никель-кадмиевых батареях!Безопасность также на высоте. Ni-Cd-аккумуляторы не взрываются и не греются, а работают в диапазоне температур от -40 до +60°С. Скорость саморазряда находится на вполне приемлемом уровне (до 10% в течение первых 24-х часов и до 20% в первый месяц после заряда), хотя и отстает от литиевых аккумуляторов. Хранить в заряженном виде Ni-Cd-батареи не рекомендуется, а если уж пришлось, то лучше всего положить их в холодильник.Все хорошо не бывает. Наиболее серьезный недостаток этого типа - вес. Остальные типы аккумуляторов (разумеется, кроме щелочных и кислотных!) значительно легче. Другая проблема связана с так называемым «эффектом памяти». Если регулярно ставить не до конца разряженный аккумулятор на зарядку, его емкость будет снижаться за счет роста кристаллов на поверхности пластин и других физико-химических процессов, в которые мы не будем углубляться. Чтобы аккумулятор не отдал концы раньше времени, хотя бы раз в месяц его необходимо полностью разряжать и заряжать под завязку, что, естественно, создает определенные проблемы. Большинство пользователей действует по схеме: купил - вставил - забыл; сдох - выбросил - купил - вставил - забыл. С Ni-Cd такие вещи не проходят.Главной декларируемой причиной вытеснения Ni-Cd с рынка стали экологические проблемы, точнее, даже не проблемы, а лозунги. Основной вред приносит технологический процесс, а не сам аккумулятор как таковой. Кстати, никаких данных, указывающих на то, что производство никель-кадмиевых аккумуляторов вреднее, чем, например, литий-ионных, никто предоставлять не собирается (потому что ни у кого их и нет). К тому же практически все современные аккумуляторы упакованы в пластиковую «обложку» и могут столетиями лежать в земле, не выпуская вредный кадмий наружу. Так что их опасность сильно преувеличена. ...ЕГО СМЕНИЛ МЕТАЛЛОГИДРИДНикель-металлогидридные аккумуляторы были призваны ликвидировать наиболее слабые места своих никель-кадмиевых предшественников, а именно вес и пресловутый эффект памяти. Несмотря на усиленное проталкивание этой технологии на рынок под эгидой ее технологической чистоты, в целом затею можно считать проваленной. Устранение старых недостатков породило целый каскад новых, и потребительские преимущества никель-металлогидридных аккумуляторов довольно неоднозначны.Да, они действительно компактны, но полностью искоренить эффект памяти конструкторам так и не удалось (хотя реклама утверждает обратное). Втрое (!) сократилось количество циклов заряда - разряда, а время зарядки существенно возросло. Эффекта памяти нет потому, что за столь мимолетную жизнь аккумулятора он попросту не успевает проявиться. Такое впечатление, что производители работают не над увеличением срока службы, а над его уменьшением! Впечатление усиливается тем фактом, что Ni-MH-аккумуляторы плохо поддаются восстановлению и процент успешно «реабилитированных» весьма невысок.Цена аккумуляторов болезненно возросла. Себестоимость одного цикла заряда - разряда подскочила в 3,5 раза, а время саморазряда достигло рекордной отметки в 30% за месяц.Появились проблемы с тепловыделением. При заряде аккумулятор так сильно разогревается, что конструкторам пришлось оснастить его внутренним температурным датчиком для получения дополнительного критерия обнаружения полного заряда, которое определяется довольно неуверенно, а ведь даже незначительный перезаряд существенно ухудшает здоровье батареи. Соответственно, усложняются зарядные устройства.Ni-MH-аккумуляторы намного более чувствительны к глубокому разряду, и это еще один камешек в их огород. В общем, единственное место, где пока что этот тип аккумуляторов не имеет конкурентов - батареи формата АА и ААА, и то - только при условии использования качественных зарядных устройств.ЛИТИЙ - ШТУКА НЕБЕЗОПАСНАЯ!Появление литий-ионных аккумуляторов открыло второй фронт против никель-кадмиевых, оттянув на себя часть сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов и мобильных компьютеров, причем их рыночная доля с каждым днем все растет.А рынок - это прежде всего цена. Стоимость литий-ионных аккумуляторов держится на довольно-таки высоких отметках. Средняя себестоимость одного цикла заряда - разряда колеблется от $0,14 до $2. Невелико количество циклов заряда - разряда (от 500 до 1000), причем «убитые» аккумуляторы практически не поддаются восстановлению. Предельно допустимый ток нагрузки такой же, как у Ni-MH, или даже чуть меньше.Единственное неоспоримое достоинство - рекордно низкий ток саморазряда (примерно 10% в месяц), однако это сомнительное удовольствие дается дорогой ценой. Физико-химические процессы, протекающие в недрах батареи, приводят к ее быстрому старению, и Li-Ion-аккумуляторы массово дохнут через полтора года, а зачастую (с учетом времени, проведенного на складах) и того раньше, так и не исчерпав свой запас циклов заряда - разряда.Но это все мелочи по сравнению с тем, что они... взрываются. Да-да! Кристаллы на поверхностях пластин растут, прокалывают сепаратор, после чего происходит короткое замыкание, моментальный разогрев и взрыв, сопровождаемый выбросами расправленного лития, а литий - очень активный металл, ожоги (и термические, и химические) обеспечены! Если при взрыве цифровой камеры страдает только сам аппарат, то в телефоне за аккумулятор приходится держаться голыми руками, причем в опасной близости от лица.Внутри Li-Ion-элементов есть чип, следящий за их зарядом, а также контролирующий текущее самочувствие и при малейших подозрениях на угрозу пробоя тут же отключающий аккумулятор. Именно благодаря ему взрывы этих батарей происходят очень редко - но «редко» не значит «никогда».В СОЮЗЕ С ПОЛИМЕРАМИЗачастую литий-полимерные аккумуляторы рассматриваются как новое поколение литий-ионного типа, однако это не совсем так. Главным отличием стал переход на сухой электролит, уменьшивший подвижность ионов, а значит, и отдаваемый ток. В крупногабаритных устройствах (таких, например, как UPS), аккумулятор подогревают до 60°С, но в сотовых телефонах это категорически неприемлемо, и потому к сухому электролиту приходится примешивать гель. Как следствие - существенно упрощается конструкция корпуса элемента, герметичность которого становится необязательной.Таким образом, главное преимущество Li-Pol-аккумуляторов в их конструктивном исполнении. Технология производства позволяет создавать замысловатые геометрические формы, заполняющие все пустоты в мобильных устройствах. Других плюсов, к сожалению, не наблюдается. Как и любой другой продукт, еще не достигший массового применения, Li-Pol-аккумуляторы стоят намного дороже своих собратьев, а количество циклов зарядки - разрядки катастрофически мало (от 100 до 150 по разным оценкам). Удельная себестоимость одного рабочего цикла астрономически высока (порядка $0,6), что вплотную приближает их к одноразовым батареям, однако батареи не могут иметь такого многообразия форм.Купив устройство с нестандартным аккумулятором, мы становимся заложниками производителя, который вправе назначать любую цену на товар или, что еще хуже, снимать его с производства. И тогда вполне работоспособная камера отправляется на полку только потому, что для нее невозможно подобрать подходящий аккумулятор.Предельно допустимый ток нагрузки на порядок (!) ниже, чем у никель-кадмиевых аккумуляторов, а полный цикл заряда занимает от 8 до 15 часов, то есть зарядить аккумулятор за ночь сможет только тот, кто спит как сурок.СВИНЕЦ И КИСЛОТУ - ЗАГЕРМЕТИЗИРОВАТЬ!Что можно ждать от аккумуляторов, чьи предки устанавливаются в автомобилях, устройствах бесперебойного питания и другом крупногабаритном оборудовании? Тяжелые как мамонт, с низкой удельной емкостью и коротким сроком эксплуатации (от 200 до 500 циклов заряда - разряда). Это все недостатки. А вот преимущества: большая мощность, неприхотливость, высокая надежность, дешевизна, отсутствие «эффекта памяти» и рекордно низкая скорость саморазряда (до 40% в год или 3% в месяц, что трижды обходит литий).Свинцовые аккумуляторы применяются в некоторых ноутбуках, видеокамерах и т. д. Устройство, снабженное свинцовым аккумулятором, обычно не допускает использование батарей других типов, поэтому потребителю выбирать не приходится.Хранить свинцовые аккумуляторы следует только в заряженном состоянии, в противном случае начинается процесс сульфатации, медленно, но неотвратимо убивающий батарею. Скорость заряда колеблется от 6-12 часов (нормальный заряд) до 1-2 часов (turbo-заряд, применяемый, в частности, фирмой Panasonic).ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИОтработавший свое никель-кадмиевый аккумулятор можно восстановить, подвергнув его серии «тренировочных» циклов, которые поддерживаются продвинутыми зарядными устройствами. Восстановление аккумуляторов - это искусство, которому учатся годами. Иногда помогает метод глубокого разряда, иногда другие хитрые трюки. Как бы там ни было, процент восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов самый высокий, и в среднем до 60-70% «пациентов» возвращаются к первоначальной емкости.Процент восстановления Ni-MH-аккумуляторов порядка 40%, да и то лишь при правильной эксплуатации (нормальный температурный режим, отсутствие перезаряда - полного разряда и т. д.), тем не менее, это неплохой показатель, и шансы на воскрешение довольно велики.А вот методов восстановления литиевых аккумуляторов до сих пор нет. Впрочем, не каждая смерть окончательная. Зачастую виновником оказывается отнюдь не сама батарея, а вмонтированный в нее чип, который либо вышел из строя (наиболее распространенный вариант), либо по тем или иным причинам отказался заряжать батарею. Обычно это происходит из-за слишком глубоко разряда, и тогда аккумулятор приходится на некоторое время подключать к зарядному устройству напрямую, в обход электроники. Тут главное - не переборщить, иначе незадачливый экспериментатор в прямом смысле слова взлетит на воздух.Разумеется, все эти операции лучше проводить не самому, а довериться профессионалам или хотя бы кустарям-умельцам, которых можно найти в любом городе.ДОБЫЧА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХДаже у самых лучших аккумуляторов емкость исчисляется считанными днями эксплуатации, после которых требуется подзарядка. А как быть, если вы отправляетесь, скажем, в поход? А Солнце на что? Мы буквально купаемся в энергии. Единственная проблема - схватить ее и преобразовать. Множество фирм выпускает компактные солнечные батареи, ориентированные на сотовые телефоны и другие мобильные устройства. Вот, например, модель Solar mobile phone charge TPS-916 от Shenzhen Topray Solar. Полный цикл заряда «всухую» разряженной батареи занимает порядка 8 часов, что вполне укладывается в весенне-осенний световой день.Аналогичным способом можно заряжать и аккумуляторы карманных компьютеров, и даже ноутбуков, однако, для них потребуется солнечная батарея побольше, да и сама зарядка займет намного больше времени.Но вот небо затянули тучи, и тут приходится рассчитывать только на свою мускульную силу. Вот, например, модель Battery Rotary Charger 3097 от компании Smartocean International Limited. 3 минуты вращения ручки дают от 2 до 8 минут разговора. Достойная альтернатива!Главная проблема - конечно же, коннекторы. Необходимо убедиться, что «полевая электростанция» совместима с вашим телефоном, причем штекер не только входит в разъем, но и действительно заражает аккумулятор. При покупке на месте совместимость можно протестировать, как говорится, не отходя от кассы, но вот при заказе через Интернет необходимо тщательно изучить все спецификации и посмотреть, входит ваш телефон в список поддерживаемых, или нет. Правда, тут легко столкнуться с обманом (нечестных или неграмотных продавцов пруд пруди), поэтому нелишне будет полазить по форумам, чтобы посмотреть, не обретете ли вы бесполезную железку вместо нужной.ЧТО НА ВЫХОДЕ?Так какой же тип аккумуляторов все-таки предпочтительнее? Никель-металлогидридный мы отринем сразу. Он - как морская свинка. И не морская, и не свинка. До литиевых еще не дотягивает, но теряет все преимущества никель-кадмиевых.Литий-ионные аккумуляторы подойдут финансово-независимым пользователям, подолгу находящимся в «автономном» заплыве, когда никакая подзарядка невозможна, а носить с собой несколько дополнительных комплектов никель-кадмиевых аккумуляторов по каким-то причинам нежелательно (хотя один комплект все-таки необходимо взять).Устройства, снабженные литий-полимерными аккумуляторами, лучше всего не покупать, поскольку нет никаких гарантий, что аккумуляторы к ним будут поставляться хотя бы несколько ближайших лет.Впрочем, это только общие рекомендации. Свой выбор каждый должен делать сам.ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯЛитий бывает разныйСуществует два типа литий-ионных аккумуляторов - на основе кокса (технология фирмы Sony) и на основе графита. Коксовые аккумуляторы резко снижают напряжение при разряде, в то время как графитовые до самой последней капли электричества держат его на одном и том же уровне, что делает их намного более предпочтительными. К тому же графитовые аккумуляторы обеспечивают более высокий ток нагрузки, меньше греются во время заряда - разряда и более надежны.В настоящее время ведется интенсивная работа по переходу на альтернативные основы. Например, Fujifilm экспериментирует с материалами на основе окиси олова, что сулит увеличение емкости на ~50% и ускоряет заряд. Недостатки исследований на ранних этапах, как обычно, не упоминаются. Короче, поживем - увидим. Основные потребительские характеристикиВот пять первоочередных характеристик аккумуляторов, на которые следует обращать внимание: емкость, скорость саморазряда, время заряда, удельная себестоимость одного цикла заряда - разряда и надежность.Емкость меряется в ампер-часах, и с ней все понятно. Чем она больше, тем выше продолжительность работы. Литиевые аккумуляторы - полные лидеры по удельной емкости в пересчете на единицу массы или объема (один литиевый аккумулятор в среднем заменяет четыре никель-кадмиевых), однако их абсолютные показатели зачастую находятся на никель-кадмиевом уровне. Тут все зависит от габаритов и конструктивных особенностей данной батареи, а потому нельзя сказать, что литий всегда бьет никель-кадмий.Скорость саморазряда определят верхнюю границу продолжительности работы аккумулятора, и в первую очередь она актуальна для тех, кто пользуется мобильным устройством от случая к случаю. При интенсивной эксплуатации аккумулятор истощает свой запас энергии задолго до саморазряда. Быстрее всех разряжаются никель-металлогидридные аккумуляторы. Медленнее всех - литиевые.Время заряда - тоже довольно значимый фактор, особенно если для этого батарею приходится вынимать из устройства, что выводит его из игры (можно пропустить важный звонок или упустить уникальный кадр). Абсолютный рекорд принадлежит никель-кадмиевым аккумуляторам, которые заряжаются менее чем за час, а вот их литий-полимерные собратья растягивают это удовольствие на строк от 8 до 15 часов!Удельная себестоимость одного цикла заряда - разряда объединяет в себе две характеристики - стоимость самого аккумулятора и продолжительного его активной жизни. Наиболее экономичны никель-кадмиевые аккумуляторы (стоимость одного цикла не более $0,04, а зачастую вдвое-втрое ниже того), что на порядок дешевле литий-полимера! Тут необходимо сказать, что срок хранения литиевых аккумуляторов чрезвычайно ограничен, и они оправдывают себя только при интенсивной эксплуатации, что противоречит двум предыдущим пунктам: реклама упирает на невысокую скорость саморазряда (зарядил и забыл), но тут же рекомендует наслаждаться ими, пока они новые. Так все-таки забыть или насладиться?Надежность. Литий-ионные аккумуляторы могут взорваться или внезапно отказываются работать без объявления причин. Туда, где отказавший аккумулятор нечем будет заменить, лучше их не брать. Остальные типы аккумуляторов намного менее проблематичны.Подготовка аккумулятора к использованиюПеред установкой в устройство только что купленный никель-кадмиевый или никель-металлогидридный аккумулятор необходимо «раскачать» (то же самое необходимо проделать после длительного хранения). Установите зарядное устройство на минимальный ток и несколько раз зарядите аккумулятор, а затем тут же разрядите его, нажав соответствующую кнопку на зарядном устройстве или просто «нагрузив» сотовый телефон (карманный компьютер, ноутбук) на полную мощность. В зависимости от длительности и температуры хранения может потребоваться от двух до пяти таких циклов, а если аккумулятор хранился не в холодильнике, то и более того. Полностью разряженный аккумулятор при низкой температуре (~5°С) может храниться до пяти лет, практически без потери своих способностей. Как показывает практика, большинство аккумуляторов, продающихся в отечественных магазинах, подолгу зависают на складах и перевалочных базах, микроклимат которых оставляет желать лучшего, а затем лежат на стеклянной витрине, где за счет «парникового» эффекта в летнее время нагрев достигает убийственных температур, поэтому многократная тренировка будет как нельзя кстати. FAQ: аккумуляторы и блоки питания для ноутбуков Экономия энергии в мобильных устройствах бесплатные новинки песен
Источник: http://mobi.ru |